
Когда заказчики просят оранжевую краску для стен, 80% представляют себе кислотно-апельсиновый оттенок из рекламы. На деле же приходится объяснять, что в палитре RAL одних только базовых оранжевых тонов 12, не считая полутонов. Особенно капризны составы для детских комнат - родители хотят ярко, но без 'эффекта больничного коридора'.
В прошлом месяце как раз был случай на объекте в ЖК 'Огни Москвы'. Заказчик принёс образец обоев с рыжим узором, требовал точного попадания в цвет. Смешивали на месте три вида пигментов: желтый оксид железа, красный 101 и кадмиевый оранжевый. Последний даёт насыщенность, но дороговат - пришлось искать компромисс с бюджетом.
Кстати, многие не учитывают, что оранжевая краска на основе органических пигментов выцветает быстрее, чем на неорганических. Особенно на южных стенах. Проверял на образцах от Тяньцзинь Шуньфэн - у них в линейке как раз есть композитные пигменты с УФ-фильтром. Неделю выдерживал под ультрафиолетовой лампой, разница видна невооружённым глазом.
Ещё нюанс: при колеровке в машинках часто 'уплывает' текстура. Для фактурных покрытий лучше использовать готовые колеры, как раз у упомянутой компании в каталоге есть спецсерия Orange Energy. Хотя лично я предпочитаю ручную колеровку для сложных оттенков - проще контролировать густоту.
С оранжевым цветом всегда сложнее с hiding power (укрывистостью). Особенно при перекрасе тёмных стен. В ноябре переделывали офис в БЦ на Ленинградке - предыдущие маляры положили три слоя и всё равно просвечивала синяя основа. Пришлось сначала грунтовать белым составом глубокого проникновения, только потом пускать основной цвет.
Заметил, что акриловые составы от Шуньфэн дают более равномерное покрытие при температуре выше +15°C. Но зимой приходится добавлять пластификаторы - иначе на стыках появляются полосы. Кстати, их техотдел как-раз рекомендовал модификатор SF-202 для работ при +5...+10°C. Проверил в прошлом сезоне - действительно, не даёт белёсых разводов.
В ванных комнатах вообще отдельная история. Оранжевый цвет психологически 'греет', но для влажных помещений нужны специальные составы. Испытывал силикатную краску от упомянутого производителя - через полгода эксплуатации никаких потёков, хотя вентиляция там была так себе. Хорошо легла на бетонные стены, правда, пришлось шпаклевать микротрещины перед нанесением.
Самая частая - экономия на грунтовке. Как-то переделывали ресторанный зал, где заказчик настоял на самостоятельной подготовке поверхностей. Через месяц проступили жёлтые пятна - оказалось, старые никотиновые налёты. Пришлось снимать всё до штукатурки и использовать изолирующие грунты.
Ещё забывают про естественное освещение. Оранжевая краска в северных комнатах смотрится как грязно-персиковая, а на южной стороне может 'гореть' до неонового оттенка. Всегда делаю пробные выкрасы на разных стенах. Кстати, у китайских коллег с завода в Нинхэ есть интересная система пробников - маленькие баночки по 100 мл, очень удобно для тестов.
Неправильный подбор инструментов - тоже беда. Для гладких поверхностей лучше брать валики с коротким ворсом, иначе остаются пузырьки. А вот для рельефных обоев подойдёт и длинноворсовый. Проверял краскопульты - с составами на водной основе часто забиваются сопла, приходится постоянно промывать. Механические распылители того же производителя показали себя стабильнее, но требуют навыка.
На гипсокартоне оранжевые тона могут подчеркнуть стыки. Перед покраской всегда шлифую шпаклёвку до идеальной гладкости. Последний раз использовал шпатлёвку Quick-mix и грунт-краску - получилось без переходов. Хотя для арок всё равно пришлось делать мягкую градацию оттенков.
С бетонными стенами сложнее - в новостройках часто дают усадку. Как-то на объекте в Химках пошли микротрещины через полгода после покраски. Теперь всегда рекомендую эластичные составы, особенно для точечных застроек. В каталоге Шуньфэн как раз есть линейка 'ЭластоКолор' - проверял на растяжение, держит до 2 мм деформации.
Деревянные поверхности вообще капризны. Фанера меняет оттенок под разными углами, нужны матовые покрытия. Проверял как-то полуматовую эмаль на сосновой вагонке - при боковом свете проступает текстура, но цвет остаётся ровным. Главное - не забывать про межслойную шлифовку, иначе будут заметны все мазки.
В коттеджном посёлке под Рязанью делали акцентную стену в гостиной. Хозяйка хотела 'цвет спелой хурмы', но без рыжины. Смешивали на базе бежевого 3% красного и 1,5% жёлтого пигментов. Получился сложный теплый тон, который меняется при вечернем освещении. Использовали краску с шелковистым эффектом - дорого, но смотрится богато.
А вот в кафе на Арбате пришлось перекрашивать трижды. Сначала взяли стандартный оранжевый RAL 2008, но под неоновой вывеской он давал зелёный оттенок. Перешли на RAL 2010 с добавлением охра, стало лучше. Важный момент: для коммерческих помещений нужны моющиеся покрытия - в итоге остановились на износостойкой эмали с показателем 5000 циклов истирания.
Сейчас экспериментирую с текстурными покрытиями. Добавляю в краску кварцевый наполнитель мелкой фракции - получается интересная поверхность, которая скрывает мелкие неровности. Тестировал составы с разной вязкостью, лучший результат даёт средняя густота при нанесении шпателем. Кстати, на сайте cn-shunfeng.ru видел готовые текстурные смеси, надо бы заказать пробник.
За 15 лет работы убедился: оранжевый цвет требует тщательной подготовки. Всегда делаю пробные выкрасы, учитываю освещение и функционал помещения. Для жилых комнат лучше брать приглушённые тона с серым подтоном, для коммерции - насыщенные, но стойкие.
Из производителей доверяю тем, кто даёт подробные технические спецификации. Вот у того же Шуньфэн в карточке товара всегда есть данные по укрывистости, времени высыхания, расходу. Не как у некоторых - 'краска оранжевая', а потом сюрпризы.
Главное - не бояться экспериментировать, но с оглядкой на практику. Последний тренд - сложные градиенты от терракотового к абрикосовому. Пробую наносить аэрографом, пока получается интересно, но трудоёмко. Надо бы посоветоваться с технологами - может, есть готовые решения для таких задач.